Надеюсь, рецензии и отзывы на фильмы - в формате этого сообщества. У меня есть еще несколько, если интересно - могу опубликовать.
Срез моих взглядов и настроений почти двухлетней давности - моя рецензия на
"500 дней лета" ( "500 days of Summer").Это даже не рецензия, и вообще не столько про фильм в целом, сколько про историю отношений героев. Как всегда, увиделось что-то личное.
Будет очень много букв!
Сильный фильм «500 дней лета». Совершенно неожиданный. Легкий - своей прозрачной атмосферой, юмором, приятным видеорядом, отвязанностью от стереотипов. Тяжелый – эмоциональной нагрузкой. Судя по прочитанным мною отзывам, многие или почти все считают основным его достоинством – жизненность, приближение к реальности. Но при всей незамысловатости истории – многие, похоже, видят эту реальность в разных деталях и по-разному.
читать дальше«Рваность» и «перемешанность» повествования – не попытка соригинальничать, как мне кажется. Да и восприятие это нисколько не ухудшает. Запутаться тут не в чем, все эпизоды относятся к одному из трех периодов отношений – к началу, середине или концу, и идентифицируются по принадлежности к одной из этих стадий безошибочно. Ценность этой манеры в том, что она не обязывает излагать всю историю досконально и последовательно, и наблюдать последовательное развитие отношений от сцены к сцене (первое свидание, второе, третье, постепенное сближение, первая размолвка, вторая, третья, разлад, крах). Дело в том, что порядок отдельных сцен, в сущности, не имеет никакого значения. Потому что не было никакого естественного развития отношений, несмотря на то, что герои провели столько времени вместе. Так бывает, когда один влюблен, а второй – нет, и точно не собирается. Ситуация просто консервируется, а затем исчерпывает себя либо взрывается (одной или другой стороной – у которой терпение кончится раньше).
Кстати, сцена провозглашения героиней своего жизненного кредо (в караоке-баре) ввела меня в заблуждение. Я ощущала совершенно точно, что девушка лукавит – например, пытаясь показаться значительнее, чем она есть, оригинальной и независимой, вызвать интерес к себе («от обратного»), обезопасить себя эмоционально, и так далее. Выяснилось, что Саммер действительно лукавила - таки нужны ей и любовь, и постоянный партнер, и брак, да еще так нужны, что «хватает» она все это при подходящем случае почти молниеносно. Нужны - но не с этим парнем. С ним она, увы, по-своему, отчасти честна – она дает понять, что любовь к нему с ее стороны очень маловероятна, он не герой ее романа.
Отчасти честна, потому что сказки про дружбу в такой ситуации – лицемерные глупости, имхо. Это еще классики подметили. К примеру, мой любимый И.А.Гончаров в «Обрыве»:
«- Нет, - сказала она полусерьезно, - по этому восторженному языку я вижу, что мы от дружбы далеко. - Ах, эти женщины со своей дружбой! - с досадой отозвался Райский, - точно кулич в именины подносят!»
Саммер мотивирует то, что она хотела бы общаться с Томом, хоть и не верит в любовь и принципиально не желает любовных отношений, тем, что он ей интересен. Как человек, ага. Дружить хочет. Ну-ну. И поэтому на следующий же день сама набрасывается на него с поцелуями (кстати, хорошая сцена, очень жизненно-точная, и какой в ней взрыв эмоций). А ведь мальчик так хотел быть с ней в любом качестве, что принял бы любую прохладную дружбу и не роптал бы. Сама приводит его к себе домой, «открывает душу», сама фактически тащит его в постель. Кстати, тоже отличная сцена, Том в ней хорош. Лежит с девушкой в постели (еще «до всего» и в одежде), совершенно оглушенный нестыковкой ее слов и поведения, пытающийся удержать все в рамках какой-то логики, в рамках предложенной ею «дружбы». Отпрашивается на минутку в ванную и, оказывается не затем, чтобы принять душ или зубы почистить, а просто чтобы промедитировать наедине с собой «Мы не будем заводить отношения!» (или что-то вроде того). Бедный ягненок. Выходит, по-прежнему одетый, из ванной, а там она – голая, объятия раскрывает.
Вообще она ведет эти отношения. Она – решает, что, когда и как они будут делать на свиданиях. Так что, как бы Том не идеализировал их отношения, как бы не закрывал глаза на то, что не хочется видеть, на знаки раздражения, холодности и недомолвок, как бы не трепыхался и не требовал иногда определенности, нельзя сказать, что он эти отношения инициирует и форсирует. Более того – это она, уже после окончательного разрыва с ее стороны – снова дает ему надежду, заведомо необоснованную. Ответственность здесь – на Саммер.
Надо сказать, что ситуация, показанная в фильме, легко примеряется на себя почти каждым зрителем. Многие, как и я, были, в той или иной степени в «шкуре» и той, и другой стороны. Конечно, модель поведения Саммер не криминальна сама по себе. Разумеется, имеют право на существование и поцелуи, и секс без любви на всю жизнь. Конечно, любовь с первого взгляда – очень редкий случай, и никто не обязан с первой встречи давать какие-то гарантии на будущее – люди встречаются, пробуют, притираются друг к другу, иногда что-то выходит, иногда нет. Да, каждый человек склонен к разумному эгоизму, и принимает во внимание в первую очередь свои желания и интересы. Просто нужно хотя бы пытаться (да, это все чертовски сложно) видеть хоть какие-то морально-нравственные рамки, не заходить за черту.
Я понимаю, что чувствует Саммер, для чего, не любя Тома и вряд ли надеясь полюбить (хотя, конечно, он приятен ей, ее влечет к нему до какого-то момента), она поддается соблазну. Соблазну самой, как можно быстрее, поцеловать его, самой инициировать секс, имитировать (сколько может) легкие, близкие и очаровательные отношения, вызывая его восторг, выдавать подобие душевных излияний, ощущая взрыв его надежд. Всё это вызывает огромную эмоциональную отдачу от него, взрыв его долго сдерживаемой страсти сбивает с ног, его счастье, в которое ему сложно поверить, ее пьянит и льстит ей, он полностью в ее руках, от такого наркотика какое-то время сложно отказаться.
Не в силах почувствовать здесь качество отношений, она «добирает свое» их концентрацией. Вспомним, как Саммер, только что продекларировав свое неприятие любви и незаинтересованность в ней, настойчиво и жадно впивается в Тома с расспросами: правда ли то, что сказал его друг – Том влюблен в нее. Но все это до поры до времени, конечно, пока это не наскучило и не стало тяготить.
Повторюсь – все это реально мне знакомо, и не мне ее судить. Ту самую черту, на мой взгляд, она переступает уже позже – вновь проявляя инициативу (на свадьбе), даря Тому ложные надежды, ковыряясь в той ране, которую сама нанесла. Для чего она приглашает Тома на вечеринку на крыше – мне и вовсе никак не понять. После этого Том, ранее склонный обманываться насчет ее действий и идеализировать их, не получив ответа на свой вопрос: - Зачем? Для чего? – наконец прозревает, и наконец озвучивает это – «Ты всегда делаешь, что тебе хочется?!». (Не ручаюсь за точность цитаты).
Поэтому, умом понимая, что без образа Саммер и без игры Зои Дешанель – не было бы прекрасного образа Тома и тонкой игры Гордона-Левитта, тем не менее, героиню я не полюбила. Выражаясь словами из отзыва одного из зрителей - "почувствовала личную неприязнь к девушке-роботу, которая не смогла полюбить героя Гордона-Левитта" ©.
Про Тома же – и про игру Гордона-Левитта – могу петь долго.
Наиболее хорош он, имхо, в совместных сценах с Саммер. В остальных – с сестрой, друзьями, сослуживцами – просто мил. Но во всех эпизодах любовной линии – просто невероятен! Трудно даже назвать самые лучшие сцены – все хороши! Какой он окрыленно-легкий, импровизирующий в «счастливых сценах»! Какая секундная растерянность, обида и замешательство, когда он чувствует ее холодок – и тут же встряхивает головой и снова излучает любовь, веру и готовность прощать. Про сценку «перед сексом» - уже писала, а насколько «в тему» неожиданная вставка «утреннего» танца из мюзикла, как она точно передает его искреннюю, незамутненную, чистую радость! Какое непонимание и изумление читается в его глазах, когда Саммер, только что объявив ему о разрыве, тут же продолжает щебетать об оладьях, желая, видимо, соблюсти дурацкую церемонию «останемся друзьями». Церемонии и лицемерие – не для Тома. Как узнаваемо-жизненно его поведение, когда он неожиданно встречает Саммер по дороге на свадьбу. А его взгляд, когда она в последний раз кладет свою руку на его в их последней встрече… В общем, перечислять можно очень долго…
Очень сильный и чистый образ. В жизни, кстати, с такими тяжело, наверное. Он всегда говорит и показывает то, что думает и чувствует. В этом смысле его обличительная речь на «открыточном заседании» - точно обличает не его… Но это еще не всё.

Фильм послужил катализатором для более четкого формулирования некоторых мыслей.
В общем, так.
Я понимаю и признаю право на существование разных отношений между мужчиной и женщиной. Взаимной любви. Неразделенной любви - безответной. Дружбы - то есть чисто приятельских отношений. Просто встреч, без особых планов - выйдет что-то, так хорошо. Взаимного использования (независимо от способа), в том числе и сексуального, вариант этого, кстати, почти любая семья с хорошим стажем, и это нормально. Также я понимаю и принимаю как данность (хоть это и неприятно) варианты циничного использования - например, плейбой, пудрящий мозги девице с целью переспать, и так далее. В общем, перечислять все не буду, смысла нет.
Чего я не понимаю и считаю лицемерием - это отношений, в которых одна из сторон заявляет о "дружбе", а вторая сторона по уши влюблена. (Я говорю о случае, когда между этими двумя именно есть отношения, а не когда один говорит - я могу быть только другом, потому мы не должны встречаться). Это все, что угодно, но никакая не дружба. Для дружбы -нужны двое. А здесь у нас - один любит, а второй должен как-то существовать в пространстве этой любви, как-то реагировать.
И уже даже не лицемерным, а просто жестоким (и распущенным) я считаю заведение телесных отношений (поцелуи, секс) со страдающим от безответной любви "другом". Когда при этом продолжаешь твердить о "дружбе". Ок, ты используешь этого человека, хладнокровно и ради своего удовольствия питаясь его любовью и эмоциями, зная, что в итоге его ждет боль и разочарование, но какой ты ему при этом друг? Вот так вот.
читать дальшеИ еще пара слов об инфантильности - уже конкретно применительно к "500 дней Саммер".
Тома часто называют инфантильным. Ок, спорить не хочу. Может, и поспорила бы, но не хочу, не уверена. Я только не пойму, почему не инфантильна Саммер? По мне так это самое настоящее поведение избалованного ребенка - протягивать руку и срывать то, что мимолетно пожелалось. Взрослый человек все-таки способен фильтровать свои желания, хотя бы немного взвешивая плюсы и минусы, учитывая последствия, моральные разрушения, которые приносят их поступки. Учитывая еще то, что тот, кто влюблен - болен, а тот, кто нет - адекватен, способен владеть собой.
Попозже могу найти что-то еще и ввыложить (по другим фильмам).
У Вас просто талант критика. Буду ждать следующую.
Ок, сейчас.
А Петлю времени смотрели? Что скажете?
Смотрела. Как-то спокойно, честно говоря, и написать нечего. По мне так единственное, что там интересно - это грим ДГЛ и как он играет Уиллиса.
Не подскажете, в этом соо разрешены матерные выражения?
е подскажете, в этом соо разрешены матерные выражения? ой, даже не знаю. Вроде тут не встречала.
Это конечно, я им любовалась, и куртка эта ему идет, да.
Брюса я не люблю, у него очень жестокие глаза и тяжелая энергетика. даже с экрана.
У него не всегда были такие глаза. Вы смотрели сериал "Детективное агенство "Лунный свет", с молодым Уиллисом? Если нет, то, наверное, смотрели первый "Крепкий орешек". Брюс молодой был очаровашкой и имел совершенно щенячье обаяние.
Так что, у меня в одного человека они не сложились. Так и воспринимала их как двух разных героев.
Ага, у меня тоже.
ой, даже не знаю. Вроде тут не встречала.
Я не собиралась материться, я хотела картинку про "Петлю времени" показать.