Один из любимых фильмов - как с Гордоном-Левиттом, так и вообще. Но долго не могла собраться и оформить разрозненные впечатления и материалы, которые я когда-то накидала на разные ресурсы.
Сначала
о нуаре в кино - просто выдержки из статьи в Википедии (т.к. я примерно представляла себе, что это такое, но над четкими критериями не задумывалась).
"Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами" (режиссёр Сидни Поллак о нуаре).
Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 году для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.
читать дальшеНесмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов.
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:
* Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
* В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
* Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.
* Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
* Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
* Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
* Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации."Кирпич" включен в список фильмов, которые "иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»)". читать дальшеМожно вычленить многое из перечисленного в "Кирпиче". То, что очевидно - сюжет, атмосфера, герой.
Плюс еще:
* Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.*
Да, бетонные городские пейзажи прекрасны по своему воздействию, я бы так сказала.
*Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар*
И это есть - тоннель с водой как частый фон действия.
* Передача напряжения через физическое действие избегается*
Это, конечно, не совсем так. Уж очень смачно там бьют морды.О Брендоне.Не перестает удивлять то, как Гордон-Левитт перекраивает себя под каждую роль, как вытаскивает из себя совершенно нового человека. А ведь это делают далеко не все актеры, многим такое удается один-два раза в жизни, многие стараются - но живого образа, живущего отдельной жизнью, тем не менее не выходит. Джозеф наделяет каждого нового героя практически новым лицом - без грима (черты, конечно, угадываются, если присмотреться, да и эти глаза сложно спутать с другими), новыми жестами, походкой, пластикой, силуэтом. Что там - кажется, даже рост меняется.
читать дальшеПоначалу внешний облик Брендона и его поступки, слова, действия несколько диссонируют друг с другом (на это, видимо, и был расчет - для достижения нужной цели), но довольно быстро рождают цельный и очень необычный и запоминающийся образ. Цельный, но непредсказуемый - поведение его героя не просчитывается даже после полного знакомства с персонажем. (Для меня было так).
Брутальный, упорный, несгибаемый главный герой, добивающийся всего вопреки трудностям и сам нарывающийся на неприятности (часто мститель) - вообще сильный образ в кино. Но он и заезженный, кто только его не эксплуатировал, в том числе и в самых дешевых боевиках. Но это соображение может придти в голову только очень задним числом, потому что Брендон - очень нестандартный.
Отлично показано, что он не просто манипулирует людьми, провоцирует, подстраивается психологически с целью добиться нужной реакции. Еще он часто просто честен с людьми (с врагами, по сути), говорит, что думает, и это производит странное впечатление на них. Он может позволить себе честность, потому что он сильнее, - они сами не осознают, как это на них действует. Еще хорошо показано, что потребность опереться на такую сильную личность, быть ближе к ней, чувствуют, осознанно или нет, все, кто с ним сталкиваются. И женщины, и мужчины.
Джозеф классно играет телом и лицом, глазами. Я уже поняла, что он прекрасно владеет и театрально-экспрессивной передачей эмоций, но тонкая игра на полутонах, когда используются с виду скупые краски, но персонаж получает совершенно новое лицо - это завораживает!
Меня вводит в транс лицо Брендона в сцене, когда на него несется машина! Он не раздувает ноздри, не выпучивает глаза, но черты лица как-то обострились и проявились, такое напряжение в сцене, что просто ...
Здесь в сообществе есть видео этой сцены:
joseph-gordon-levitt.diary.ru/p173907298.htm
И еще - я здесь заметила, как меняется лицо Брендона в сценах, когда убраны волосы с лба. Освещается. Это не случайно было сделано в нескольких сценах.
О фильме в целом.Точка зрения самого Гордона-Левитта на фильм, из одного интервью:
«Я читаю много сценариев, и большинство из них плохие.
«Кирпич» был настолько хорошим сценарием, что его было просто интересно читать. Это было как: «О, боже, как приятно чувствовать эти слова во рту». Большинство фильмов пытаются создать мир с помощью крутых декораций, костюмов, операторской работы. В «Кирпиче» мир родился из слов».читать дальшеПосле первого просмотра (первых двух, если честно) у меня было много вопросов по сюжету. Но я вообще плохо ориентируюсь в детективах. Мне на мои вопросы ответили, и останавливаться на этом, вводя спойлеры и портя впечатление не смотревшим, я не буду. Позже пришло понимание, что фильм вообще не надо обдумывать, его просто надо ощутить, расслабиться и получить удовольствие от атмосферы, картинки, главного героя и диалогов. Пространство нуара для меня достаточно ново, в нем не сразу ориентируешься и получаешь критерии для оценки.
По видеоряду - очень понравились сцены на стадионе, в асфальтобетонных джунглях вокруг школы, плюс отсутствие людей, - стильно и атмосферно. Я вообще затрудняюсь вспомнить, чтобы на меня оказывали такое прямое и странное воздействие декорации, здесь употребимо именно это слово - эти бетонные стенки, углы, тоннели, - это же не пышный цифровой рай для визуала, которым нас в последнее время так щедро кормит кино. Музыка тоже к месту, хоть она и так же лаконична, как визуал - дергающие за нервы скупые аккорды.
Один из немногих минусов - как мне показалось, фильм несбалансирован, в нем не выдержан темп. Тягучее и даже несколько занудное начало, хорошая плотная середина - фильм набрал темп, и в конце все так сжалось и скомкалось, что нить сюжета может потеряться еще и из-за этого.
И еще - при первом просмотре мне показалось, что все персонажи, кроме Брендона, плоские и схематичные – функции, а не люди, и играют молодые актеры почти никак, даже, я бы сказала - и вовсе не играют (за исключением актрисы, играющей Эмили, которая, по-моему, напротив, переиграла, "дав драмы"). Но, возможно, так и задумано, так как все они - типажи, работающие на определенный эффект стилизации. Главное - картинка, организация кадров, диалоги. И зря я пыталась рассматривать отдельно сюжет и манеру повествования - и то, и другое от и до заточено под Брендона, подает его образ. А остальные действующие лица - обрисованы каждый одной краской, но, возможно, именно поэтому харАктерные и запоминающися. (Кстати, наркобарон, рассуждающий о хоббитах - это просто... слов нет!) И все они тоже призваны оттенить главного героя."Это меня шестеро, а вас - один". О да!!!