В рамках знакомства с фильмографией Джозефа Гордона-Левитта - еще один отзыв.
Маниакальный:
www.kinopoisk.ru/level/1/film/7819/Странно, что сложно выставить ему какую-то оценку, да и вообще сказать, понравился ли он как фильм, или нет. Но вызвал много личных ассоциаций и мыслей о себе и о жизни. Наверное, это и есть признак хорошего кино, а я просто к этому не очень привыкла.
Он снят почти в манере документального кино (технически, стилистически, и даже сюжетно - почти), мало использует приемы и шаблоны кино игрового, даже зачастую отрицает их, включает массу вроде бы необязательных зарисовок. Тем не менее, он не дает от себя оторваться, затягивая постепенно и ближе к финалу незаметно нагнетая напряжение, а главное, провоцирует совершенно вроде бы неожиданные личные размышления, ассоциации и выводы.
Интересно, что я совершенно не узнала Зуи Дешанель. Причем я знала, что она там играет в дуэте с ДГЛ, читала об этом неоднократно, но почему-то с первых же кадров напрочь про это забыла и смотрела на нее как на совершенно незнакомую мне актрису, и даже скорее не как на актрису, а как на неприметную и безымянную девочку с улицы. Финальные титры были сюрпризом.
ДГЛ безупречен и точен, но роль сама по себе не эффектная (точнее, суть всего фильма не в том, чтобы быть эффектным), плюс персонаж не вызывает стопроцентной симпатии. Его я не узнать, конечно, не могла, так как фильм смотрела ради него. Но вопреки ожиданиям, я не сказала бы, что здесь он создал новый неповторимый и узнаваемый образ, как во многих других его фильмах. Его игра здесь минималистична, аккуратна и сдержанна, хотя очень точна и не фальшива. Очень рада, что он не стал показывать традиционного безбашенного психа, хотя мог бы – он играет человека, подверженного неконтролируемым вспышкам гнева. В фильме много крупных планов его героя - Лайла (вообще очень много крупных планов), камера фиксируется на его лице с распахнутыми темными глазами, внимательно и изучающе вглядывающимися в окружающих. Но в моменты «вспышек» он не вращает дико глазами, не багровеет и не играет желваками, переход происходит мгновенно (в жизни так оно и бывает – на то она и вспышка, поэтому ее и контролировать сложно). Вообще ожидала от фильма дикой экспрессии, и приятно обманулась в ожиданиях, здесь напряжение достигается другими средствами.
читать дальшеВ этом отношении очень безжалостная, горькая и жизненная сцена – когда Лайл неожиданно выплескивает свой гнев на девушку. Одна из реалистичных находок фильма – она показывает, что никакого слащавого хеппи-энда здесь не будет, и быть не может, - вряд ли героиню с Лайлом ждет много хорошего, хотя она, скорее всего, не воспримет этого предупреждения. Извечная женская греза – силой своей любви преобразить «плохого парня», излечить раненую душу – и в жизни она слишком часто разбивается о неизбежную реальность.
Реалистичность и обыкновенность (не путать с серостью и невыразительностью) героев-пациентов клиники подчеркивает то, что они – одни из нас, только оказавшиеся чуть более хрупкими (или слабыми) перед лицом обыденной, повседневной жестокости окружающего всех нас мира. Эти несколько недель – всего лишь эпизод из жизни клиники, а эти люди – часть нескончаемого потока. На это же работают и образы врачей – не слишком опять-таки стандартный подход для фильма о психиатрии – врачи не демонизируются и не противопоставляются пациентам, они относятся к ним по-человечески, но и без пафоса.
Едва ли не центральная фигура фильма – врач-психотерапевт, сам немногим более здоровый, чем его подопечные, но научившийся принимать свои проблемы как часть жизни, жить в равновесии с ними, и пытающийся научить этому своих пациентов. Он не обманывает их, говоря, что пережитые ими проблемы и трагедии – ерунда, к которой можно научиться относиться позитивно, или даже извлекать пользу. Он просто пытается донести до них, что в любом случае, можно и нужно находить то, ради чего стоит жить, и быть хозяевами своей жизни. Благодаря основным идеям фильма методика, практикуемая в лечебнице для людей с психическими отклонениями, скорее ассоциируется с семинаром по личностному тренингу (хотя больные получают и медикаментозное лечение).
Идеи эти (как я их увидела) – не очень, может быть, глубоки и оригинальны, но под таким углом я увидела и пережила их впервые. В жизни едва ли не каждого из нас (во всяком случае, многих), с самого детства встречается множество вещей, которые могут сломать психику или оставить на ней неизгладимый отпечаток. В хрупком мире детства, часто преподносящемся как что-то сладко-безоблачное, за закрытыми дверями квартир, в замкнутом мире школ с их вроде бы мелкими и незначительными проблемами, происходит масса судьбоносных событий, часто горьких и страшных. Все мы несем свои раны и шрамы, и часто даже сложно представить, что многие вещи можно принять и жить с ними дальше. Безусловно, существует область психиатрии с необратимыми поражениями психики. Но часто решение, ломать ли жизнь себе и другим, легко отдаваясь потоку горечи, боли, обид и эмоций, или хотя бы попытаться принять все это как неизбежную часть жизни, не забыть, но идти дальше, - вполне в наших силах. Я говорю сейчас и о себе - поэтому фильм вызвал личный отклик. Я никогда не задумывалась, что мне приходилось принимать подобные решения так (увы) часто, что это отчасти вошло в привычку, хотя это все так же сложно.
Только мы сами в ответе за нашу жизнь, и эта пафосная мысль преподносится в фильме удивительно негромко и ненавязчиво. Одна из лучших сцен фильма – когда Лайл отказывается принять вызов драться, здесь нужно смотреть на лицо Джозефа – его игра просто упоительна. Пытаясь резюмировать и боясь ошибиться… Безусловно, стоит смотреть поклонникам Джозефа Гордона-Левитта – он не разочарует. Тем, кто не имеет ничего против камерного, строгого, сугубо не развлекательного кино, которое может долго не отпускать и заставить размышлять (но последнее, наверное, зависит от личных проекций). Да, и романтическая линия в фильме есть, и очень тонкая и пронзительная.